Карианство — философское, мировоззренческое и социально-политическое течение, основанное на синтезе неопозитивизма и рационального постмодернизма с классическим античным рационализмом школы Эпикура. Название дано в честь античного философа-рационалиста Тита Лукреция Кара, автора трактата «О природе вещей» (около 55 до н. э.), где было систематизировано учение Эпикура о природе, человеке, обществе, науке и религии, и приведена развернутая критика мистицизма и клерикализма. В постмодернистском понимании, карианство может рассматриваться как религия разума и здравого смысла, дающая прагматичное операциональное представление об устройстве мироздания, его движущих сил и о месте человека в его структуре.
Общие принципы карианства
В философии: карианство отрицает значение обоих аспектов «основного вопроса философии», и считает мироздание:
целостным по своей природе и не разделяемым на «материю и сознание»
актуальным для человека лишь в том объеме, в котором оно познаваемо
познаваемым только через опыт, обобщение и практическую проверку моделей
В мировоззрении: карианство отрицает любые априорные нематериальные ценности и любую догматику, придерживаясь принципа относительности истины. Любая интеллектуальная деятельность (наука, культура, искусство, религия, идеология) оценивается по прикладным результатам в области материально-технического прогресса, роста уровня и качества жизни (спектра практических возможностей индивида).
В социально-политической сфере: карианство придерживается принципа гуманизма, понимаемого как безусловное право личности на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей (включая доступ к любым формам научно-технического прогресса), не ограниченное ничем, кроме симметричных прав других личностей. Этот принцип должен безоговорочно определять смысл и содержания форм социального регулирования (морали, права и деятельности любых общественных и государственных институтов).
История карианского движения
Карианство основано весной 2004 г. группой участников форума научно-популярного интернет-портала «Мембрана». Первый манифест карианства опубликован 12 апреля 2004 года, в день открытия первого карианского сайта. 12 апреля кариане отмечают, как праздник, «День открытого космоса» - в честь первого выхода человека в космос (Юрий Гагарин, 1961 г.), и как день рождения карианского движения.
Согласно манифесту 4/12, карианство призвано объединить атеистов и последователей свободных религий, для противодействия проникновению в реальную политику идеологий католицизма, ислама, православия и других т.н. мировых религий.
Манифест 4/12 представлял интересы рационально мыслящих людей в религиозной форме (следование античным идеалам атеизма, как религии), чтобы использовать юридическую защиту от оскорбления религиозных чувств и религиозной дискриминации.
В первом обзоре (апрель 2004) были изложены следующие принципы карианства:
1. Вера в Разум и Здравый Смысл, как универсальные, абсолютные ничем и никак не ограниченные в своих возможностях, инструменты исследования и преобразования всего сущего, включая и самих носителей Разума.
2. Признание права каждого верить, как он хочет и готовность защищать это право от любого посягательства. Совместимость карианства с любым другим учением, не противоречащим основным карианским принципам.
3. Уважительное отношение к личной вере человека и терпимость к формам массового культа, которые не нарушают права окружающих. Непризнание права религиозных корпораций на политическое влияние.
4. Совместимость карианства с демократией, меритократией или конституционной монархией. Несовместимость с тоталитаризмом, теократией или любой другой формы правления, подавляющей свободу мысли и свободу распространения знаний.
На конференции карианского сообщества 13-15 ноября 2005 года был принят «Меморандум о свободе совести и творчества», в котором сформулированы основные социально-политические цели карианства:
1. Безоговорочно свободное распространение любых религий и идеологий, не призывающих к насилию против человека и его имущества, к религиозной вражде, дискриминации, к ограничениям свободы человека в выборе религии и идеологии, в способах индивидуального или коллективного самовыражения.
2. Жесточайший запрет распространения любых религий и идеологий, пропагандирующих религиозную (идеологическую) исключительность и дискриминацию, вражду к иноверцам (инакомыслящим), клерикализацию (идеологизацию) государства, или ограничение свободы людей и объединений по религиозным (идеологическим) мотивам.
3. Безоговорочная свобода научных исследований в любых формах, не представляющих очевидной опасности для жизни, физического здоровья и имущества людей.
4. Бескомпромиссная борьба против любой фальсификации научных исследований и научных данных.
5. Введение жесточайших санкций за любую попытку воздействовать на общество с помощью заведомо фальсифицированных данных исследований.
6. Гласное, открытое обсуждение всех ситуаций, подозрительных на фальсификацию научных исследований и научных данных.
Общественно-политическая деятельность кариан
Карианское движение действует в коалиции с прогрессивными общественными силами (атеистическими и гуманистическими обществами, правозащитными движениями) в деле разоблачения антинаучных концепций, в антиклерикальной борьбе.
Кариане участвуют в международных инициативах по обеспечению свободы совести и вероисповедания, в защиту гонимых религиозных групп, независимо от отношения этих групп к карианству. Карианское движение участвует в борьбе против присутствия церкви в светской школе и против придания теологическим дисциплинам научного статуса.
Карианскими авторами издано в интернете значительное число статей с критикой креационизма, клерикального традиционализма и ультранационализма.
В рамках просветительской деятельности карианами издан в интернете ряд научно-популярных материалов, посвященных футурологии и прогностике, социологии и теории права, современным концепциям естествознания (биологии, физике, прикладной математике), истории науки и техники, истории космонавтики, теории научного познания.